Все юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и обладающие объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, независимо от категории воздействия, обязаны иметь полную комплектную экологическую документацию.
Перечень необходимых документов определяется степенью негативного влияния на окружающую среду и может включать в себя:
- приказ о назначении лица, ответственного за экологическую безопасность, или об учреждении экологической службы;
- свидетельство о государственной регистрации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, либо выписку из соответствующего реестра;
- паспорт очистных сооружений и программу их технического обслуживания;
- декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
- результаты экологической экспертизы;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР);
- нормативы допустимых выбросов (НДВ);
- план мероприятий по охране окружающей среды и программу повышения экологической эффективности.
Отсутствие требуемой экологической документации влечёт за собой административную ответственность.
ЖУРНАЛЫ УЧЕТА ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДА (ПОКВАРТАЛЬНО)
Журнал учета образования и движения отходов (ЖДО) является обязательным документом для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, за исключением биологических, медицинских и радиоактивных.
Ведение ЖДО может осуществляться как в бумажном, так и в электронном формате. Годовой сводный журнал необходимо подготовить до 25 января следующего года. ЖДО представляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) совместно с декларацией об уплате сбора за негативное воздействие на окружающую среду.
Несоблюдение требований законодательства в части ведения ЖДО влечет административную ответственность. Организации могут быть оштрафованы на сумму от 200 до 350 тысяч рублей, руководители — от 20 до 40 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели — от 40 до 60 тысяч рублей (пункт 10 статьи 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
ИНСТРУКЦИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Руководство по обращению с отходами представляет собой внутренний документ, регламентирующий действия ответственного лица по всем аспектам работы с определенным типом отходов. Утверждение данного руководства осуществляется руководителем организации.
Согласно статье 11 Федерального закона № 89 от 24 июня 1998 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования по обращению с однородными группами отходов, предотвращать аварийные ситуации, связанные с ними, а также принимать неотложные меры по их ликвидации. Кроме того, они должны разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, и планы ликвидации последствий их воздействия при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов, используемых для обращения с отходами.
В соответствии с упомянутым Федеральным законом № 89, отходы классифицируются на 5 классов опасности в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую среду. Руководство может быть общим или детализированным для каждой группы, класса опасности или даже вида отходов.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
- Для должностных лиц — штраф от 10 000 до 30 000 рублей;
- Для индивидуальных предпринимателей — штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- Для юридических лиц — штраф от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ДЕКЛАРАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ВЫПУЩЕННЫХ ТОВАРОВ ПОДЛЕЖАЩИХ УТИЛИЗАЦИИ ПОСЛЕ УТРАТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ
Обязанность по предоставлению декларации о количестве выпущенных товаров и упаковки
Все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство или ввоз на территорию Российской Федерации товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, обязаны ежегодно предоставлять Декларацию о количестве выпущенных товаров и упаковки.
Порядок заполнения данной декларации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1417.
В Декларацию производители включают сведения о количестве товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за отчетный период, на основании первичных учетных документов. Импортеры — на основании таможенных документов.
Декларация подлежит заполнению по каждому наименованию товара и упаковки. Срок предоставления Декларации — до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Неисполнение данной обязанности влечет административную ответственность в виде:
- для должностных лиц — штраф от 3000 до 6000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей — двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров и упаковки, подлежащего уплате производителями и импортерами товаров, не обеспечивающими самостоятельную утилизацию отходов, но не менее 100 000 рублей;
- для юридических лиц — двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров и упаковки, подлежащего уплате производителями и импортерами товаров, не обеспечивающими самостоятельную утилизацию отходов, но не менее 250 000 рублей.
РАСЧЁТ ПЛАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА
В соответствии с законодательством Российской Федерации, экологический сбор уплачивается производителями и импортёрами товаров и упаковки, включенных в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ.
Срок уплаты сбора наступает до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Производители обязаны представить отчетность и произвести оплату экологического сбора на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по месту своей регистрации. Импортёры товаров, а также лица, совмещающие функции импортёра и производителя, осуществляют уплату сбора в центральный аппарат Росприроднадзора РФ.
Неуплата экологического сбора в установленный срок влечет административную ответственность:
- Для должностных лиц — штраф в размере от 5 000 до 7 000 рублей.
- Для индивидуальных предпринимателей — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки, но не менее 250 000 рублей.
- Для юридических лиц — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров или упаковки, но не менее 500 000 рублей.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (ПЭК)
Согласно статье 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», организации, осуществляющие свою деятельность на объектах I, II и III категории, обязаны разрабатывать Программу производственного экологического контроля (ПЭК). Данное требование является обязательным в соответствии с действующим законодательством.
Программа ПЭК представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения природоохранных требований в ходе хозяйственной и иной деятельности, а также на рациональное использование и восстановление природных ресурсов.
Несоблюдение требования по разработке и реализации Программы ПЭК влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.1 КоАП РФ, в виде штрафа до 100 000 рублей.